Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю четвертой категорией сложности. Председатель МКК
Содержание:
Маршрут утвержден новосибирской областной МКК.
Выдана маршрутная книжка № 0-32-01 .
К1- катамаран производства фирмы "Кулик", модель 10.
Алтай - горная страна на территории юго-западной Сибири, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России - Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м, самая высокая точка - г. Белуха (4506м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др. Климат Алтая резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января --190С, июля +190С, годовое количество осадков 250-300 мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -120С до --310С, июля от +9 до +180С. В горах количество осадков составляет 1500-3000 мм в год, в межгорных котловинах и долинах 150- 200 мм. Характерной особенностью климата Горного Алтая являются горно-долинные ветры (фены). Наиболее значительные реки Алтая - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния
рек Бии и Катуни берет начало р.Обь - третья по водоносности (после Енисея
и Лены) река России. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением.
Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание
составляет до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер,
наиболее примечательны Телецкое и Маркаколь.
Почти 1/3 территории Алтая покрыта лесами, особенно большие массивы
которых расположены в долинах горных рек, вокруг Телецкого озера, в бассейне
рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют
сибирская лиственница, кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество
ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина, а также брусника,
голубика и костяника. Для равнинной части характерно сочетание степней,
в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными
полосами. По берегам рек в равнинной части растет облепиха. Животный мир
достаточно разнообразен. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны,
белки, мыши-пищухи. В степях многочисленны грызуны, из хищников - волк,
лисица, степной хорек.
Автобусами по тракту можно добраться до Онгудая, Ини, Чибита, Кош-Агача,
Кокорю.
Горный Алтай чрезвычайно популярен среди туристов-водников, т.к. здесь можно выбрать маршрут любой сложности с относительно несложной заброской. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба, Чарыш, Песчаная, Кокса. Р. Чуя- правый приток Катуни. Сплав по ней, в зависимости от уровня воды, можно начинать от поселков Курай или Чаган-Узун. Полное прохождение р. Чуя на катамаранах оценивается 6 к.с., причем эта сложность определяется 15-километровым Мажойским каскадом. Выше Мажойского каскада препятствия не выше 4 к.с. Прохождение Чуи с обносом Мажойского каскада оценивается 5 к.с. Путешествие было организовано клубом водного туризма "Сплав" СК НГУ.
Заявочные данные были рассмотрены новосибирской областной МКК. Выдана маршрутная
книжка № 0-32-01. Путешествие не имело самостоятельного значения и рассматривалось
как часть программы подготовки к летнему походу 5 к.с. Другими целями путешествия
были отдых, посещение "Чуя-ралли" и обкатка новокупленного катамарана ("Кулик",
модель 10) на мощной воде. Выбор маршрута был в основном определен имевшимся
временем (неделя от порога до порога) и стремлением максимально удешевить
заброску. К сожалению, лишь немногие участники из изначально планируемого
состава смогли принять участие в походе.
Классический пункт начала маршрута 4 к.с. по Чуе и Катуни- поселок Чибит.
До него можно добраться от Горно-Алтайска или Бийска автобусом на Кош-Агач,
а можно и частниками, которые сейчас относительно недороги в сравнении
с рейсовым транспортом. Торговаться с частниками можно и нужно. Наша заброска
(как и выброска) проходила в исключительно комфортных условиях- на нанятой
в Барнауле машине местного СЮТура, что обошлось нам в 450 р. на человека.
Мы не стали доезжать до Чибита и начали сплав с конца Бельгебашских разбоев
по причинам, изложенным в разделе "Выводы и рекомендации".
Длина участка Чуи от Чибита до устья порядка 90 км, требует 8- 10 часов
чистого ходового времени на прохождение, в зависимости от уровня воды и
желания экипажа гоняться за наиболее быстрой струей на прогонных участках.
Падение на участке относительно большое для реки с таким расходом (более
7 м/км), но оно вырабатывается равномерно. Поэтому река течет быстро, но
порогов достаточно мало.
Классификация препятствий:
Пр. 1Л. Бельгебашские разбои. Так называется участок Чуи от Чибита
до правого притока Бельгебаш. Длина участка около 9 км. Много островов,
течение быстрое, отдельные валы. В протоках возможны завалы. Берега неудобны
для чалки.
Пр. 2С-. Пор. Сумрачный. Неплохой ориентир - щит на дороге с надписью "Улагарский район", видимый с воды. Порог образован в месте скального сужения русла. Длина 300м. Препятствие можно разделить на две части. В первой- камни в русле, валы, небольшие сливы, река течет одним руслом на прямом участке. После этого начинается вторая ступень порога. В ней струя разделена низким галечным островом с завалом в его начале на две части. Правая часть шире и мельче, левая- уже и глубже. В обеих протоках валы. Разведка по правому берегу (по левому-скальные бомы). По большой воде проходить удобнее правой протокой, по малой и средней- левой. По большой воде следует избегать попадания в завал, к которому прибивает струя, а вот в малую воду перед завалом отмель и он поэтому не опасен. Руководитель просмотрел с правого берега во время строительства, а мог и не делать этого. Прошли в левой части походной колонной. Пр. 3С+. Пор. Буревестник. Менее чем в одном километре за Сумрачным, сразу после небольшого левого притока Карадюрек, место впадения которого в глаза не бросается. Ориентиром служит галечный остров перед левым поворотом реки и высокий правый берег, косогор. Чалиться можно прямо перед островом в правой протоке, либо сразу за островом перед правой береговой глыбой в улово. Заходить в порог можно с любой стороны от острова. Состоит из двух ступеней, между которыми можно зачалиться на правый берег. Первая ступень характеризуется большим падением и множеством камней, требует разведки (разведывать по камням правого берега). Легче проходить справа. Вторая ступень более короткая- валы и сливы на коротком участке, основная струя сжата большими камнями, образующими ворота, левая часть русла наглухо перегорожена скальными обломками. Разведали порог по правому берегу. К1 прошел первую ступень более сложным путем- в левой части с уходом на центр. К2 прошел в правой части, К3- центром. На правом берегу над порогом великолепная стоянка, популярная среди коммерческих водников, но за дровами придется бегать или иметь с собой хорошую пилу. Пр. 4Л. Порог. Через 150 м после Буревестника. Ничем не примечателен. Пр. 5Л. Порог. Расположен перед низким деревянным мостом. Этот мост, кстати, надо иметь в виду в случае большой воды- возможно, его придется обносить. Пр. 6С. Пор. Ярбалыкский расположен сразу за деревней Ярбалык, метров в 300 ниже моста через правый приток Ярбалык. По ходу сплава виден указатель деревни на дороге. Препятствие представляет собой мощную шиверу с быстрым течением, длиной около 500 м. Камней в русле немного. После этого на реке относительно спокойный участок- галечные острова, пара мелких порожков. Весь участок до пор. Бегемот шли сходу, увидев мост через Айгулак, зачалились для разведки порога на левый берег. Пр. 7Т. Пор. Бегемот. Длина основной части около 200 м. От порога
Буревестник до порога Бегемот примерно 1 час чистого сплава. Ориентир начала
порога- деревянный мост через Чую на левом повороте после устья р. Айгулак.
Увидев его, следует чалиться, лучше на левый берег (длинный прямой участок,
крупная галька). По обоим берегам есть тропа. Разведка по камням либо правого,
либо левого берега, полный просмотр структуры порога удобен с высокой полки
левого берега.
Большая вода делает порог принципиально опаснее и сложнее. Входная шивера при этом отсутствует, под мостом очень мощная бочка, навыл вправо после плавника существенно сильнее. Страховка порога с воды возможна между первым и вторым каскадами, а также из уловов левого берега- прямо после моста и после огромной глыбы парой ступенек ниже. Целесообразные точки береговой страховки нужно выбирать в зависимости от уровня воды. Просмотр порога по левому берегу показал, что по этой воде он не представляет особой сложности для нашей группы. Поэтому все экипажи преодолели порог с вещами, двигаясь по основной струе и отрабатывая влево. Экипаж К2 чересчур ответственно отнесся к уходу в левую часть струи в районе "плавника" и врезался в левобережную скалу, в результате чего был порван рюкзак. Остальные прошли без происшествий. Сразу после порога встали на стоянку. После порога Бегемот длительное затишье. До порога Классический- пара локальных плюх на замусоренных камнями коротких участках, которые как препятствия не выделяются. Далее издалека видно, как река перегорожена камнями- это начало следующего каскада. Пр. 8С-. Пор. Классический – крупные глыбы со сливами и валами между ними на коротком участке реки. Граница со следующим препятствием находится непонятно где. Пр. 9С+. Пор. Слаломный. Начинается на правом повороте реки,
В русле реки каменные глыбы. Длина порога около 3 км, а по сути это каскад
порогов 3-4 к.с., между которыми кое-где можно и зачалиться. Река течет
в ущелье с высокими осыпными берегами. В русле много камней, местами узкие
проходы, имеются навалы на камни. Порог соответствует своему названию-
сложная линия движения, местами требуется энергичное маневрирование. Течение
быстрое. Разведывать бессмысленно, т.к. препятствие длинное и линию движения
все равно не запомнить.
Вообще, по нашему общему мнению, участок от пор. Слаломный до пор. Турбинный является идеальным коротким маршрутом 2 к.с. Пр. 10Л. Пор. Обманный находится в 8-10 минутах сплава от Слаломного, через некоторое время после деревянного моста через Чую. Пр. 11Л. Порог. Камни в русле. Пр. 12Л. Пор. Веер представляет собой шиверу с камнями в русле у левого берега от которых веером расходятся струи. На левом повороте несложный прижим к правому берегу Пр. 13Л. Пор. Городовой - большой камень в русле, небольшие валы. Пр. 14Л. Пор. Безымянный – препятствие типа порог-шивера. Пр. 15Л. Пор. Дозорный. В русле реки расположена здоровенная глыба, в большую воду на нее идет навал основной струи. Шли весь участок сходу. В 5 км выше Белого Бома встали на стоянку. Пр. 16-19Л. Пороги. Локальные порожки на поворотах реки, а по сути- перекаты. Один из них напротив пос. Белый Бом, ориентиры которого- большой белый бом по правому берегу и памятник справа на скале прямо над рекой (в честь четырех красногвардейцев, сброшенных белыми с этой скалы в годы гражданской войны). Пр. 20С. Пор. Иодринский начинается за мостом через Чую и представляет собой быструю и мощную шиверу с валами до 1 - 1.2м и скоплениями камней. Длина не менее 1 км. Сразу за левым поворотом несколько локальных сужений русла с валами в них. Препятствие проходится в основном в левой части русла. По большой воде порог в своей левой части практически вырождается. Далее на участке много шивер, по разной воде одни из них вырождаются, а другие проявляются. Поэтому на лоциях отмечаются лишь немногие из них. Река течет с хорошей скоростью даже на гладких участках. Пр. 21Л. Пор. Мокрый. Камни в русле. Пр. 22Л. (Шив. Степная) и пр. 23Л. (Шив. Раздор)- вполне неплохие шиверы по малой и средней воде, а вот по большой воде их надо еще и суметь заметить. Шли все сходу и где-то между шиверами 22 и 23 встали на стоянку на левом берегу. На следующий день утром сходу дошли до пор. Турбинный, зачалились для его разведки на левый берег. Пр. 24Т-. Пор. Турбинный. Хорошего ориентира не имеет. На участке
перед порогом три левых поворота, на которых слева бом, а справа - крутой
берег, осыпь с крупными камнями, порог расположен на третьем повороте.
В этом месте в верхней части обрыва с правого берега торчит сливная
труба, но можно легко и не заметить ее, поэтому это плохой ориентир. Разумно
чалиться к левому берегу в конце правого поворота и осматривать порог с
правого берега, поднявшись на полочку по тропе. Но, если вы уже влетаете
в порог, нужно чалиться направо в улово прямо перед водосбросом.
Сразу после порога река затихает, поэтому страховка с
воды очень эффективна- можно без проблем собрать все, что пойдет из порога.
С берега можно страховать только прохождение правой протокой.
После разведки по левому берегу прошли порог левой протокой в походном порядке. Перечалились метров на 300 ниже на правый берег для разведки пор. Турклуб Горизонт. Пр. 25Т. Пор. Турклуб Горизонт. Находится в 500м ниже порога
Турбинный после прямого участка простой шиверы. Разведка и страховка по
правому берегу.
Между ступенями на левом повороте река образует прижим к скалам правого
берега, осложненный карманами. По средней воде уход от прижима не сложен,
по малой прижима практически нет.
Обнос порога удобнее делать по правому берегу по тропе, однако возможен обнос и по левому берегу с преодолением крутого подьема. После разведки проходили порог, прижимаясь на заходе к правому берегу,
а затем уходя на центр и далее влево от прижима. После порога тут же встали
на стоянку.
По большой воде основная проблема при прохождении препятствия-
жесткие косые отбойные валы от берегов.
Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски,
спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза и гидрокостюма.
Группа имела подробное описание и лоцию реки. Руководитель и двое участников
группы уже проходили ранее данный маршрут, что исключало вероятность неожиданного
выхода к ключевым препятствиям.
Маршрут по данной воде соответствует 4 категории сложности, далеко не
самой сильной, но законной (сравнивая с такими пройденными нашим клубом
в разные годы "четверками", как саянские Ока, Казыр, Она, алтайские Катунь,
Урсул-Катунь, Пыжа-Бия, хамардабанские Хара-Мурин и Снежная, а также Лепсы
и Черная Уба-Уба в Казахстане). Может быть пройден на любых судах. Предпочтительны
каяк, катамараны- двойки и четверки, честеры. Для сажневского плота или
бублика маршрут будет слишком прост (кроме откровенного паводка), для каркасных
лодок- опасен за счет мощной воды. Фоновый сплав соответствует 2-3 к.с.,
и при повышении уровня воды его сложность принципиально не меняется, а
вот ключевые препятствия становятся гораздо опаснее. Поскольку последних
мало, то, как следующий спортивный маршрут после "троек", Чуя от Чибита
подходит не самым лучшим образом.
12.1. Материальное обеспечение группы. а) Специальное снаряжение Общественное снаряжение:
*Вес катамаранов дается с чалочными концами, лопастями для весел и алюминиевым каркасом. Общий вес группового снаряжения: 58 кг Индивидуальное снаряжение:
Общий вес индивидуального снаряжения: 36 кг б) Ремонтный набор изолента, скотч
Общий вес ремонтного набора: 5 кг г) Костровой набор Включал два котла на 8 и 5 л, два топора, пилу, верхонку, поварешку и дежурный гермомешок. Общий вес кострового набора: 6 кг д) Аптечка Аптечка располагалась в герметичной упаковке в клапане рюкзака и имела оперативную, легко распаковывающуюся часть. Раствор йода 20 мл
Общий вес аптечки: 4 кг е) Средства фотосъемки Включали фотоаппараты "Зенит" и ФЭД. Общий вес средств фотосъемки: 1.2 кг ж) Личные вещи Включали рюкзак, спальный мешок, коврик из пенополиуретана, одежду, гигиенические принадлежности и т.п. Средний вес на одного человека примерно 8 кг. Общий вес личных вещей: 48 к з) Продукты питания Ввиду выпадения в последний момент некоторых участников из состава группы, количество взятых с собой продуктов оказалось весьма велико и соответствовало 1000 гр в день на одного человека. Не все продукты были съедены- часть их вернулась домой. Общий вес продуктов питания: 32 кг Итоговый вес, взятый группой на маршрут: 191 кг Максимальная нагрузка на одного мужчину: 40 кг
|